понедельник, 16 ноября 2009 г.

Автостоп нон-стоп

Автостоп нон-стопВ Петербурге прошли соревнования по не признанному официально автостопному спорту. Здесь также читают курс лекций для тех, кто желает бесплатно перемещаться на попутном транспорте
Юлия Ларина
Человечеству известны автостоп (когда ловят машину), гидростоп (просятся бесплатно проехать на водном транспорте), аэростоп (передвигаются на попутных самолетах). Для бесплатного движения по рельсам емкого названия нет. Ну, а если человек ловит себя на том, что идет пешком, то это, наверное, голеностоп.
Неделю назад в Петербурге прошли соревнования по автостопному спорту, которые проводила Гильдия мастеров автостопа. Правила автостопного спорта похожи на правила спортивного ориентирования: участники стартуют из разных точек в разное время и в произвольном или заданном порядке проходят контрольные точки по произвольной трассе (в этот раз средняя протяженность трассы была 350 км). Участник по ходу соревнований ведет хронику, которая позволяет восстановить режим его движения. Задача — проехать автостопом за минимальное гоночное время. Победил экипаж в составе военного врача Андрея Мезенцева и студентки Политехнического университета Ксении Арбузовой, которые проехали трассу за 9 часов 17 минут.
Но это все для профессионалов, а для тех, кто таковыми только еще хочет стать, Гильдия мастеров автостопа проводит курс еженедельных лекций. На полном серьезе, с учетом всех знаний, накопленных автостопной наукой. Наукой, которая, как и автостопный спорт, никем официально не признана.
"Все законы автостопа — вероятностные, — гласит автостопная наука. — То есть следование правилам не гарантирует быстрое перемещение, а лишь повышает его вероятность. При идеальном использовании законов автостопа вероятность быстрого перемещения стремится к 1". И вы еще сомневаетесь, что это наука? Правда, надо уточнить: автостоп — явление, изученное, кажется, лишь самими автостопщиками.
Сколько человек в стране передвигаются автостопом, не знает никто. Не будем брать в расчет тех, кто опоздал на автобус и от безысходности ловит попутку. Из принципа автостопом ездят сотни, может быть, тысяча людей. Их посчитать легче (хотя никто вроде бы этого не делал), потому что они объединены в клубы. Еще автостопом ездят хиппи и футбольные фанаты. Например, фанаты "Зенита". Пару лет назад в прессе были сообщения о фанате этой питерской команды, который проехал автостопом и на электричках 10 500 километров, чтобы увидеть матч любимого клуба с владивостокским "Лучом-Энергией". Ночевал в кабинах дальнобойщиков, у знакомых и под мостом. Он выехал из Петербурга 27 марта с 450 рублями в кармане и въехал во Владивосток 13 апреля. Сколько рублей осталось в кармане, не сообщалось. Некоторые из фанатов "Зенита", кстати, занимались в Гильдии мастеров автостопа.
Автостоп в современном понимании возник в начале ХХ века, когда появились первые массовые машины. Хотя автостопщики считают, что его зачатки можно обнаружить еще раньше: когда человек шел по дороге, а его догоняла лошадь с телегой, кучер часто предлагал: "Садись, подвезу!" Автостоп зародился в США и очень популярен в Европе до сих пор.
Как это ни странно, в Советском Союзе некая форма автостопа была узаконена. В середине 60-х постановлением Центрального совета по туризму ввели новую форму путешествий: отпускники в возрасте старше 16 лет могли до мест отдыха добираться на попутном транспорте. Для этого нужно было предварительно купить книжку с талонами "Автостопа". То есть здесь нарушался принцип бесплатности передвижения (платили 1 рубль за 500 километров).
Клубный автостоп в нашей стране возник в 1978 году с организации Ленинградской (потом Петербургской) лиги автостопа. Гильдия мастеров автостопа — выходцы из нее. В Москве первый клуб — Московскую школу автостопа — создали в середине 90-х. Автостопщики разных городов несколько раз в год съезжаются на встречи, которые у них называются Эльбами, хотя проводятся вблизи других рек. Всероссийская Эльба проходит в Новгородской области.
Один из участников Гильдии почетный мастер Михаил Колодин, программист по профессии, вернулся недавно из большой поездки. Автостопный стаж Михаила 199 063 км, 12 313 из них он проехал в этот раз: 20 стран Европы, 63 дня, 104 машины. Это была его 68-я поездка автостопом. Впервые он как любитель авторской песни ездил автостопом на Грушинский фестиваль. "Я тогда был студентом, денег мало, до Москвы, может, и хватит, но не более, — рассказывает Михаил. — Съездил, понравилось. Понял, что главное — не деньги, а общение с людьми, вживание во все, что происходит. Я еду через страну, разговариваю с человеком, который там живет. Он рассказывает, я рассказываю. Если мы друг другу интересны, приглашаем в гости. Я не раз ночевал не только в машинах, но и в домах у водителей. Они ко мне приезжали, приходили на мои домашние песенные встречи".
Подготовка большой поездки заняла полгода: выбор маршрута, опорные точки, люди, у которых можно остановиться... Бесплатное, заранее обговоренное жилье у автостопщиков называется "вписка". Бывает, что вписки срываются. Так, в Берлине Михаил вынужден был поставить палатку прямо в городе. Вообще же за это путешествие палатку он ставил раз пятьдесят. Причем в Голландии — в пустом фургоне фуры. "Я автостопом добирался на этой фуре, — говорит Михаил. — Я мог бы поставить палатку в другом месте, но, во-первых, территория вокруг стоянки была грязная, а во-вторых, водитель сказал, что отдохнет и поедет дальше. То ли он будет искать меня в лесу, то ли нет. Чтобы не рисковать, я остался. Уедет — так вместе со мной".
Хуже всего было передвигаться автостопом по Италии. "Тут не просто не подвозят, но старательно и грубо мешают, — писал Михаил в своем интернет-дневнике. — Я встретил здесь нескольких автостопщиков, но даже поговорить нам не дали. Подошедшая сотрудница стоянки выгнала меня на другую сторону дороги, а за остальными вызвала полицию. Стоплю на заправке на Римини, ибо перейти дорогу и ехать в нужную сторону запрещено".
За время поездки он трижды ехал с артистами: с цирком шапито во Франции, с уличным театром по Хорватии и с "женщиной-театром" в Италии. "Она сама водитель и сама себе театр: театр марионеток плюс аккордеон, — говорит Михаил. — Я видел ее спектакль по мотивам сказок. Фантастика! Мы сейчас переписываемся. Я со многими переписываюсь из тех, с кем ездил".
Общается и переписывается Михаил на английском и эсперанто. Хотя начинается разговор на языке жестов: жестом автостопщик просит водителя остановиться.
В Гильдии мастеров автостопа ее члены читают лекции на темы: "Автостопное снаряжение", "Техника. Этика. Контактология", "Психологические вопросы автостопа"... Неделю назад, к примеру, мастер Гильдии мастеров автостопа Михаил Гуменик провел лекцию "Тактика. Перемещение с большим грузом". Не будем грузить читателя лишней информацией, скажем только, что на лекциях разбирают выбор маршрута; выбор времени выхода; тактику минимального времени движения; опасности во время голосования, исходящие от машин и людей; как нужно одеваться, чтобы не замерзнуть и не промокнуть, и иерархию цветов одежды (как воспринимаются и насколько заметны)...
На лекции в основном приходят студенты и люди студенческого возраста (хотя есть исключения). Многие остаются в клубе. На сайте гильдии ее участники рассказывают свои истории. Вот история о первой поездке одной из участниц (автостопный стаж около 80 000 км, из них примерно 25 000 в одиночку): "Первая поездка была Питер — Москва в апреле 2000 года. Не было ни снаряги, ни комбеза, ни вписок, ни даже знакомых стопщиков. Просто неожиданно сорвало крышу, вышла на трассу и поехала". А вот еще одна история: "2000 год. Питер — Котлас, первый выход на трассу. Чего делать-то? Чего говорить? Первый водитель... Когда я ему сказал, куда я еду, он начал извиняться, что едет всего только в Кировск, и очень искренне жалел, что не может подвезти меня дальше..."
Судя по всему, случайность — на первом месте среди причин, почему люди начинают заниматься автостопом. Программист Михаил Гуменик (стаж больше 100 тысяч километров) тоже увлекся автостопом случайно и занимается им уже почти полтора десятка лет. "Я далеко не ездил, — говорит Михаил. — Может, для кого-то съездить из Петербурга в Астрахань или Тюмень — это далеко, но среди организованных автостопщиков это большим расстоянием не считается. Некоторые мои знакомые из Петербурга доезжали до Австралии, ездили через всю Африку".
Говорит, что самая большая опасность автостопа — автомобильная авария. Опасности неадекватного отношения водителя к пассажиру возникают нечасто.
Отдельная лекция в клубе посвящена безопасности женского автостопа. Михаил считает, что "одиночная девушка на трассе выглядит весьма привлекательно и безопасно для водителя и, как правило, уезжает быстрее и вообще перемещается автостопом быстрее представителей мужского пола..." Однако он не советует передвигаться в одиночку. Но когда нет выбора, рекомендует создать себе "мужской" имидж (мужской покрой одежды, кепка/бейсболка, короткая стрижка...). Еще одна опасность может исходить от местных проституток, если они посчитают девушку-автостопщицу конкуренткой. Любопытно, что среди историй, рассказанных на сайте, нет ни одной, в которой водитель приставал бы к девушке, но есть парочка историй о том, как мужчинам-автостопщикам попадались водители-гомосексуалисты.
Но это крайние случаи. Все же общение с водителями, как говорят автостопщики, оставляет приятное воспоминание. Автостопщики даже порой с помощью рации выходят на дальнобойную волну и просят забрать их с конкретного места. И совершенно незнакомые люди подъезжают и забирают.
Кстати, при автостопе водителя заранее не предупреждают, что собираются ехать бесплатно. "По умолчанию на автомобильных дорогах подсаживают попутчика, не рассчитывая на денежное вознаграждение, — говорит Михаил. — Очень редко выясняется, что водитель все-таки надеялся что-то получить". А вот в городе надо предупреждать заранее. Автостоп по городу (ситистоп) — отдельная история, и там есть свои правила.
* * *
У многих автостопщиков есть собственные машины. Но тем не менее они выходят с рюкзаком на дорогу. И голосуют сердцем.
Все в ваших руках
ТЕОРИЯ
Из лекций мастера автостопа Михаила Гуменика
"Движение подъема руки должно быть плавным и уверенным. Голосование, вербализуемое как "остановитесь, пожалуйста", называют мягким. Голосование, вербализуемое как "встань здесь!", — жестким. А жест, трактуемый как "помогите, чем можете", голосованием не является, это, скорее, сбор подаяния".
"Используйте ночное снаряжение: налобник, катафот. На скоростной позиции помигайте фонарем заранее... Иногда вас будут принимать за гаишника, но это не страшно — наш народ очень пуглив и за гаишника может принять кого угодно и где угодно".
"Средняя скорость движения автостопщика летом по магистральным дорогам — 50-70 км/ч в зависимости от погоды, квалификации и особенностей трассы. У неквалифицированных автостопщиков ночью скорость заметно падает, у специалистов по ночному стопу — даже возрастает".
"Очень полезным является разговор с водителем о машинах вообще и его машине в частности. Такой разговор может сделать вас друзьями навек либо просто заметно увеличить скорость автомобиля, в котором вы едете. Будьте водителю равным, ну, может быть, чуть ниже его. Помните: вы — не халявщик, вы — партнер".
Оригинальная статья

Последние новости по теме "Футбол":

Секреты мастерства
Десятки тысяч фанатов пришли проститься с Энке на стадионе в Ганновере
Диего ответит за журналистов
Аршавин: своей игрой я разочарован больше, чем результатом
Сборная Боснии сможет выиграть у Португалии в ответном матче
Д.Медведев присвоил Р.Кадырову звание генерал-майора милиции
Кому дали слово президента // Дмитрий Медведев выступил с коллективно подготовленным посланием
Руководителей оргкомитета российской премии не пустили в Грузию
Комментарии российских политиков к выступлению Д.Медведева
Меморандум по энергетике будет подписан между РФ и ЕС 16 ноября

Последние новости по теме "Новгородская область":

Женщину в Новгородской области подозревают в нападении на пристава
Процесс по делу "Невского экспресса" возобновится 12 ноября
Школьного английского современному человеку мало. Мнение
Балашов, осужденный за укрывательство убийства отца, сменил фамилию
Акция памяти Достоевского пройдет в "городе Карамазовых"
Офицера подозревают в том, что вышиб зубы подростку бильярдным шаром
Прокурор требует для экс-мэра Саратова девяти лет заключения
"Позволит улучшить качество экспертизы опьянения"
Москву ждет туманное будущее
Суд по взятке следователю СКП возобновится в Новгороде
Полицейские будут снимать задержанных на видео и перед водворением в изолятор протоколировать состояние их здоровья
Полицейских обязали проявлять интерес к состоянию здоровья задержанных перед водворением в изолятор, оказывать первую помощь и сообщать об увечьях, тяжелом состоянии или смерти задержанного его родственникам не позднее, чем через три часа после происшедшего. За арестантами разрешено вести аудио- и видеонаблюдение. Правозащитники полагают, что нововведения – знак изменения отношения к задержанным п...
  (читать дальше)

Суд Санкт-Петербурга рассматривает дело Сергея Конищева, выбросившего ребенка в мусоропровод
В Санкт-Петербурге начался судебный процесс по делу Сергея Конищева, который надругался над двухлетним ребенком и выбросил его в мусоропровод. Мальчик пролетел 14 метров, получил травмы, пролежал в шахте несколько часов, но остался жив. Подсудимый полностью признал вину. Ему грозит до 20 лет лишения свободы. В четверг в городском суде Санкт-Петербурга начались слушания по резонансному делу 35-лет...
  (читать дальше)

Президент предложил выбирать директоров школ и ограничить им срок трудового контракта
В ближайшее время некоторые директоры школ могут лишиться своих рабочих мест. Дмитрий Медведев предложил выбирать руководителя школы на конкурсной основе, а также ограничить срок его трудового контракта. Эксперты говорят, что на деле выбирать будет не из кого, а введение срочных трудовых договоров может поставить директоров «в зависимость от воли чиновников». Выступая в четверг перед участниками ...
  (читать дальше)

Утром в пятницу вновь было нарушено движение на одной из линий московского метрополитена
Утром в пятницу вновь было нарушено движение на одной из линий московского метрополитена. Пассажиров поезда после задымления в вагоне пришлось высаживать на станции «Полежаевская». Подобные ЧП происходят в последнее время в Московском метрополитене все чаще. В пятницу в утренний час пик пассажиры поезда, движущегося по одной из самых загруженных в столичном метро Таганско-Кранснопресненской лини...
  (читать дальше)

Бывшему сотруднику МВД Максиму Каганскому предъявлено обвинение в мошенничестве
Расследование дела экс-сотрудника МВД Максима Каганского подошло к концу. Следователи переквалифицировали обвинение в «посредничестве во взятке» на «покушение на мошенничество». Теперь обвиняемому грозит менее суровое наказание, но он не сможет настаивать на суде присяжных. Следователи переквалифицировали дело бывшего сотрудника МВД Максима Каганского – фигуранта дела о взятке, которую, по данным...
  (читать дальше)

Погода на предстоящие выходные и неделю с 23 по 29 апреля
Погода в Москве и Подмосковье немного ухудшится: в выходные будет хоть и тепло, но местами пройдут дожди. На следующей неделе погода также будет неустойчивой, а ближе к концу апреля прогремят грозы. Температура, впрочем, порадует: она будет на несколько градусов выше нормы. Предстоящие выходные в столичном регионе будут теплыми и влажными. В Москву и Подмосковье идет теплый воздух с юга, с Балка...
  (читать дальше)

Суд продлил арест для участниц панк-группы Pussy Riot
Таганский суд Москвы продлил арест предполагаемым участницам панк-группы Pussy Riot. Обвиняемым в хулиганстве предстоит провести в СИЗО еще два месяца — до 24 июня. Судья проигнорировала доводы адвокатов и речи арестанток, которые просили выпустить их на свободу. Перед заседанием несколько десятков человек были задержаны. В четверг Таганский районный суд оставил под стражей участниц группы Pussy ...
  (читать дальше)

В суде Осло Андерс Брейвик рассказывает о подготовке к терактам
В манифесте норвежского террориста Андерса Брейвика «Декларация Европы 2083 года» говорится, что к 2083 году власть в Европе будет захвачена с помощью серии переворотов. Брейвик заявил в 1500-страничном... Андерс Брейвик рассказал в суде Осло, как он учился стрелять, играя в компьютерные игры. Свое настоящее оружие он приобрел позже, дав ему имена. Подсудимый обижается на прокуроров, считая, ...
  (читать дальше)

Христо Тахчиди восстановили в должности и. о. директора МНТК «Микрохирургия глаза» и тут же уволили
В Минздравсоцразвития придумали, как обойти решение суда о восстановлении в должности директора МНТК «Микрохирургия глаза» известного офтальмолога Христо Тахчиди. В четверг утром Тахчиди получил подряд два приказа – о восстановлении на работе и об увольнении следующим днем. Сам Тахчиди намерен «бороться до последнего», но не исключает, что эта борьба может продолжиться до увольнения самих его оппо...
  (читать дальше)

Руководство Секретной службы США уволило трех агентов, развлекавшихся с проститутками
Трое агентов Секретной службы США действительно были замешаны в связи с колумбийскими проститутками, подтвердило расследование. Они оставят свои посты. Сами женщины легкого поведения рассказали, что агенты «сняли» их на дискотеке, выпив до этого две бутылки водки. Секретная служба США начала чистить свои ряды после секс-скандала с агентами, готовившими визит президента страны Барака Обамы в Колум...
  (читать дальше)