четверг, 1 марта 2012 г.

Ленская: учитель искренне верит, что только он знает правильный ответ

Ленская: учитель искренне верит, что только он знает правильный ответПроблемы доступа к качественному образованию и преодоление разрыва в результатах обучения учащихся разных школ стали основными темами Девятой международной научно-практической конференции "Тенденции развития образования", прошедшей в феврале в Москве. В следующем году участники конференции намерены обсудить качество подготовки современных педагогов, которое, по мнению экспертов, оставляет желать лучшего. О проблемах подготовки российских учителей в интервью РИА Новости рассказала декан факультета "Менеджмент в сфере образования" Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

- Елена Анатольевна, действительно ли российскому образованию не хватает квалифицированных учителей?

- Это большая проблема для российской педагогики. Речь идет не только об учителях, но и о директорах школ и детских садов. Их всех надо готовить и, похоже, что делать это иначе, чем до сих пор.

- Расскажите о Международном исследовании TALIS (Teaching and Learning International Survey), итоги которого не так давно стали известны?

- Это международное исследование процесса школьного преподавания и обучения. Оно проводилось в 24 странах. К сожалению, Россия в нем участвовала неформально, отчасти этим объясняется, почему в нашей стране его результаты широко не публикуются. Но мы следовали всей процедуре, результаты оценивались теми же экспертами, так что на его итоги можно положиться.

- И каковы его итоги?

- Обнаружилось, что учителя на все вопросы, которые были важными в понимании того как они развиваются и какие условия им предоставляются, отвечали положительно. В международном рейтинге мы имели бы очень неплохие результаты, если бы не одна деталь. Учителя говорили, что у них много возможностей повышения квалификации, замечательные директора, которые правильно и справедливо их оценивают. Причем многие учителя давали положительные ответы даже на такие вопросы, на которые в принципе не могло быть положительного ответа. Например, на вопрос; "Увольняют ли в вашей школе учителей за то, что они плохо преподают", учителя отвечали, что увольняют. Хотя мы знаем, что это практически никогда не служит причиной увольнения. Везде, где учитель мог догадаться, что от него хотят услышать, он отвечал "правильно".

Но вот когда у педагогов спросили об их учениках, выяснилось, что они стали гораздо хуже, что в классе сплошные наркоманы, что дети дерзят учителю и так далее. В общем, все бы было отлично в школе, если бы там не было детей.

- Почему педагоги так относятся к своим ученикам?

- С одной стороны, это проблема отбора людей в учительскую профессию. Во многих странах этому уделяется самое серьезное внимание. Например, чтобы стать учителем в Финляндии надо пройти несколько этапов отбора с жесткой селекцией. Если не ошибаюсь, из пяти тысяч претендентов только 10% попадает в учительскую профессию.

- А кто у нас идет в педагогику?

- Если посмотреть на баллы, с которыми принимают в педагогические вузы, то это худшие из выпускников школы. Еще одна проблема - программы в педвузах у нас не меняются годами. Программы институтов повышения квалификации для директоров и работников управления образованием немного поменялись, а вот для учителей как были замшелыми, так и остались. Хуже того, педвузы и особенно институты повышения квалификации никак и не перед кем не отвечают за свой результат. Учитель пришел, что-то прослушал и никто не спросит, что в результате. Может быть, он зря потратил два месяца на повышении квалификации?

- Но проблема, наверное, не только в тех, кто повышает квалификацию, но и в тех, кто ведет курсы?

- С этим тоже что-то надо делать. Многие из тех, кто преподает, особенно в институтах повышения квалификации, это люди, которые давно не были в классе и они уже мало, чему могут научить. Во всем мире учителя учат учителей. Я прихожу к хорошему учителю и сразу вижу, чему могу у него научиться. Это гораздо убедительнее, чем кто-то будет мне о его опыте на пальцах рассказывать. А у нас сплошь и рядом лекции.

- Тогда надо менять не только программы, но и взгляды на подготовку педагогов?

- Конечно. У нас педагогической практикой в вузе занимаются от месяца до трех. В Англии студент, который готовится стать учителем, половину времени своего обучения проводит в школе. То есть школа - основное место его подготовки, у него там есть наставники, которые его опекают, и он учится на практике. Он конечно, еще не работает учителем, он только ассистент учителя. Во многих западных странах у учителя в классе есть такие помощники. Кстати, не плохо бы и нам завести помощников - ответственность учителя за то, что происходит в классе сразу повысится. .

Еще один важный момент, который мне кажется принципиальным для того, чтобы в школу приходил хороший учитель - во многих странах, у педагогов, как и у медиков, есть годичная интернатура. И учитель получает квалификационное свидетельство только после того, как он на практике докажет, что умеет преподавать. Таким образом, талантливые молодые учителя, поработав с детьми, скорее останутся работать в школе, а остальным это поможет понять, это их профессия или нет.

- Так чего все-таки не хватает учителям? Нового взгляда, современного оборудования или нужны другие дети?

- Надо отметить, что учителя все-таки разные. Лет 15 назад, когда Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в России проводила исследование состояния системы образования, ее эксперты сказали, что российская система образования держится на энтузиазме учителей, но эксплуатировать его до бесконечности не стоит. Боюсь, что те учителя, о которых это говорили, все еще в школе, но они постарели, и их энтузиазм несколько снизился.

У нас сейчас большая проблема - средний возраст учителя уже больше 50 лет и кадры почти не обновляются. Чем старше учитель, тем, как правило, выше его зарплата, потом к ней добавляется скромная пенсия и учитель, наконец, начинает получать достойную компенсацию за свой труд. Неудивительно, что он не уходит из школы, но ведь силы уже не те. Да и молодежь в школу не стремится. Но даже, когда молодые люди приходят в школу, они практически лишены поддержки, часто не знают, как спланировать урок, как наладить дисциплину, а научить их некому.

На мой взгляд, учителю, особенно молодому чаще всего не хватает не методики преподавания, а умения владеть своими эмоциями Учителя не замечают, как они унижают ребенка, как они срывают на учениках свое плохое настроение. Эмоциональной компетентности можно и нужно учить - ведь люди, которые ей овладели, ведут себя по-другому.

Еще учителю, как и многим у нас в стране, не хватает критического мышления. Очень часто педагог искренне верит в то, что есть один правильный ответ на вопрос, и он его знает. На самом деле, почти всегда есть несколько версий правильного ответа и задача учителя услышать как можно больше таких ответов, чтобы дети могли проявить творчество, объяснить свою логику и так далее.

- Что учителя, принимавшие участие в исследовании TALIS, считают главным критерием в оценке качества своей работы?

- Такого вопроса им не задавали, но, пожалуй, можно предположить, что больше всего они полагаются на мнение коллег и начальства. Встречались иногда развернутые ответы, из которых следовало, что учителя не считают справедливым, когда оценка их труда напрямую связывается с результатом экзаменов. И учителя, дававшие такие комментарии, правы - результат экзамена не всегда заслуга учителя. Кроме того, от учителей, работающих в сложных условиях, в классах, куда приходят слабо подготовленные дети, нельзя ожидать таких же результатов, какие дают элитные гимназии. Надо, наверное, оценивать тот прогресс, который совершил каждый ребенок в классе за год учебы. Такой опыт уже есть во многих странах, но у нас для этого не хватает инструментов. Наши стандарты описывают только итоговые результаты начальной, основной, полной средней школы, а для измерения прогресса нужно более дробное деление. Кстати, один из основных докладчиков нашей конференции, британский ученый Крис Хазбендс, высказал мысль, которая, только на первый взгляд кажется парадоксальной - чем хуже условия и контингент школы, тем важнее привлечь туда лучших учителей. Как это можно сделать в наших нынешних условиях - вот о чем стоит задуматься.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Образование":

Курсанты России и Китая прибудут в Сингапур на паруснике "Паллада"
Курсанты России и Китая, отправившиеся на известном парусном фрегате "Паллада" в учебное плавание по маршруту Шанхай - Сингапур - Вьетнам - Шанхай, прибывают в Сингапур, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы Дальневосточного государственного рыбохозяйственного университета (Дальрыбвтуз), которому принадлежит судно. Российский парусный фрегат "Паллада" с курсантами из морских учебных зав...
  (читать дальше)

Завершены сроки подачи заявок на сдачу ЕГЭ по выбору в 2012 году
Выпускники российских школ, а также другие участники единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2012 года до 1 марта должны были определиться с предметами, которые они планируют сдавать по выбору. Выбирая предметы, выпускник должен был учитывать, какие из них засчитываются при приеме тем учебным заведением, куда он собирается поступать. Информацию о правилах приема на 2012 год можно найти на сайте ...
  (читать дальше)

Обязательную школьную форму могут снова ввести через 5-10 лет
Обязательная школьная форма в РФ может вернуться через 5-10 лет, заявил заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ Олег Кащеев, сообщает "Российская газета" за среду. "Отечественные модельеры и производители текстиля уже могут предложить десятки вариантов школьной одежды с национальными, этническими, региональными особенностями", - приводит газета слова Кащ...
  (читать дальше)

В Астрахани на месте дома, где произошел взрыв газа, появится парк
Общегородской парк появится весной на месте дома в Астрахани, часть которого обрушилась после взрыва газа, сообщил губернатор области Александр Жилкин. "Принято решение - в течение десяти дней переселить всех жильцов дома в новостройки. Сам дом будет разобран. Мною принято решение - на этом месте вместе с прилегающей территорией ничего не строить, а весной разбить общегородской парк", - написал ...
  (читать дальше)

ЛДПР предлагает запретить продажу на кассах сигарет и алкоголя
Депутаты ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, запрещающий продажу алкоголя и табака в непосредственной близости от касс, так как это способствует большему спросу на такую продукцию и в итоге приводит к ухудшению здоровья населения. Документ размещен в электронной базе законопроектной работы нижней палаты парламента в среду. Как пояснил РИА Новости один из авторов законопроекта, депутат Ярослав Ни...
  (читать дальше)

Педагоги и родители поддержали идею введения школьной формы
Российские учителя и родители поддерживают идею введения школьной формы, но некоторые считают, что такое решение должно приниматься добровольно в образовательных учреждениях, а не навязываться чиновниками. Ранее заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ Олег Кащеев заявил, что обязательная школьная форма в РФ может вернуться через 5-10 лет. По его словам, ...
  (читать дальше)

Спасатели завешили разбор завалов на месте обрушения дома в Астрахани
В Астраханской области объявлен день траура. Спасатели завершили разбор завалов на месте обрушившегося дома, личности всех погибших установлены. Сотрудники МЧС выясняют, пригодно ли здание для жилья. Утром в среду в Астрахани была завершена спасательная операция: сотрудники МЧС расчистили завалы до подвальных помещений на месте рухнувшего подъезда в доме № 150/1 по улице Николая Островского. «Все...
  (читать дальше)

РФ будет добиваться от ЕС признания русского языка, заявил Рогозин
Россия будет добиваться от Евросоюза придания официального статуса русскому языку, заявил зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин. "Русский язык должен быть признан государственным, региональным или официальным везде, где русские люди проживают в массовом количестве", - написал он в статье "Внешняя политика России: лидером быть выгодно", которая будет опубликована в "Российской газете" в среду....
  (читать дальше)

В Астраханской области объявлен траур по погибшим при обрушении дома
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин объявил среду, 29 февраля, днем траура в регионе по погибшим при обрушении после взрыва бытового газа жилого дома. "Приношу свои соболезнования родным и близким погибших и пострадавших. Случившееся я воспринимаю как личное горе и объявляю завтра, 29 февраля, днем траура в Астраханской области", - говорится в заявлении губернатора, опубликованном н...
  (читать дальше)
Полицейские будут снимать задержанных на видео и перед водворением в изолятор протоколировать состояние их здоровья
Полицейских обязали проявлять интерес к состоянию здоровья задержанных перед водворением в изолятор, оказывать первую помощь и сообщать об увечьях, тяжелом состоянии или смерти задержанного его родственникам не позднее, чем через три часа после происшедшего. За арестантами разрешено вести аудио- и видеонаблюдение. Правозащитники полагают, что нововведения – знак изменения отношения к задержанным п...
  (читать дальше)

Суд Санкт-Петербурга рассматривает дело Сергея Конищева, выбросившего ребенка в мусоропровод
В Санкт-Петербурге начался судебный процесс по делу Сергея Конищева, который надругался над двухлетним ребенком и выбросил его в мусоропровод. Мальчик пролетел 14 метров, получил травмы, пролежал в шахте несколько часов, но остался жив. Подсудимый полностью признал вину. Ему грозит до 20 лет лишения свободы. В четверг в городском суде Санкт-Петербурга начались слушания по резонансному делу 35-лет...
  (читать дальше)

Президент предложил выбирать директоров школ и ограничить им срок трудового контракта
В ближайшее время некоторые директоры школ могут лишиться своих рабочих мест. Дмитрий Медведев предложил выбирать руководителя школы на конкурсной основе, а также ограничить срок его трудового контракта. Эксперты говорят, что на деле выбирать будет не из кого, а введение срочных трудовых договоров может поставить директоров «в зависимость от воли чиновников». Выступая в четверг перед участниками ...
  (читать дальше)

Утром в пятницу вновь было нарушено движение на одной из линий московского метрополитена
Утром в пятницу вновь было нарушено движение на одной из линий московского метрополитена. Пассажиров поезда после задымления в вагоне пришлось высаживать на станции «Полежаевская». Подобные ЧП происходят в последнее время в Московском метрополитене все чаще. В пятницу в утренний час пик пассажиры поезда, движущегося по одной из самых загруженных в столичном метро Таганско-Кранснопресненской лини...
  (читать дальше)

Бывшему сотруднику МВД Максиму Каганскому предъявлено обвинение в мошенничестве
Расследование дела экс-сотрудника МВД Максима Каганского подошло к концу. Следователи переквалифицировали обвинение в «посредничестве во взятке» на «покушение на мошенничество». Теперь обвиняемому грозит менее суровое наказание, но он не сможет настаивать на суде присяжных. Следователи переквалифицировали дело бывшего сотрудника МВД Максима Каганского – фигуранта дела о взятке, которую, по данным...
  (читать дальше)

Погода на предстоящие выходные и неделю с 23 по 29 апреля
Погода в Москве и Подмосковье немного ухудшится: в выходные будет хоть и тепло, но местами пройдут дожди. На следующей неделе погода также будет неустойчивой, а ближе к концу апреля прогремят грозы. Температура, впрочем, порадует: она будет на несколько градусов выше нормы. Предстоящие выходные в столичном регионе будут теплыми и влажными. В Москву и Подмосковье идет теплый воздух с юга, с Балка...
  (читать дальше)

Суд продлил арест для участниц панк-группы Pussy Riot
Таганский суд Москвы продлил арест предполагаемым участницам панк-группы Pussy Riot. Обвиняемым в хулиганстве предстоит провести в СИЗО еще два месяца — до 24 июня. Судья проигнорировала доводы адвокатов и речи арестанток, которые просили выпустить их на свободу. Перед заседанием несколько десятков человек были задержаны. В четверг Таганский районный суд оставил под стражей участниц группы Pussy ...
  (читать дальше)

В суде Осло Андерс Брейвик рассказывает о подготовке к терактам
В манифесте норвежского террориста Андерса Брейвика «Декларация Европы 2083 года» говорится, что к 2083 году власть в Европе будет захвачена с помощью серии переворотов. Брейвик заявил в 1500-страничном... Андерс Брейвик рассказал в суде Осло, как он учился стрелять, играя в компьютерные игры. Свое настоящее оружие он приобрел позже, дав ему имена. Подсудимый обижается на прокуроров, считая, ...
  (читать дальше)

Христо Тахчиди восстановили в должности и. о. директора МНТК «Микрохирургия глаза» и тут же уволили
В Минздравсоцразвития придумали, как обойти решение суда о восстановлении в должности директора МНТК «Микрохирургия глаза» известного офтальмолога Христо Тахчиди. В четверг утром Тахчиди получил подряд два приказа – о восстановлении на работе и об увольнении следующим днем. Сам Тахчиди намерен «бороться до последнего», но не исключает, что эта борьба может продолжиться до увольнения самих его оппо...
  (читать дальше)

Руководство Секретной службы США уволило трех агентов, развлекавшихся с проститутками
Трое агентов Секретной службы США действительно были замешаны в связи с колумбийскими проститутками, подтвердило расследование. Они оставят свои посты. Сами женщины легкого поведения рассказали, что агенты «сняли» их на дискотеке, выпив до этого две бутылки водки. Секретная служба США начала чистить свои ряды после секс-скандала с агентами, готовившими визит президента страны Барака Обамы в Колум...
  (читать дальше)